Применение поливинилхлорида (ПВХ) в качестве
плёнкообразующего для лакокрасочных материалов (ЛКМ)
А.Д. Гуткович, О.А. Захаров, А.А. Миронов
ООО «НПП Биохимпласт», г. Дзержинск
Установлено влияние молекулярной массы поливинилхлорида на размер клубков макромолекул в растворах и формировании надмолекулярной структуры при пленкообразовании. Показано влияние наноэффекта на экономические и экологические показатели при производстве лакокрасочных материалов на основе (со)полимеров винилхлорида.
Ключевые слова: поливинилхлорид, наночастица, плёнкообразователь. лакокрасочные материалы,
Суспензионный поливинилхлорид является одним из наиболее распространённых и недорогих полимеров (мировое производство составляет более 30-ти миллионов тонн в год), который применяется для производства жёстких профильно-погонажных изделий, кабельной продукции, шлангов, деталей обуви, плёнок, изделий медицинского назначения и др. Известно, что ПВХ является антикоррозионным, износостойким материалом, устойчивым ко многим агрессивным средам. Несмотря на это, в настоящее время не решена задача создания ПВХ, хорошо растворимого в промышленных лакокрасочных растворителях (ацетон, толуол, бутилацетат и др.) и использования его для создания лакокрасочных материалов (ЛКМ).
В настоящее время в качестве плёнкообразователей на основе винилхлорида (ВХ) применяются перхлорвиниловая смола и сополимеры ВХ с винилацетатом и ВХ с винилиденхлоридом.
На основе указанных плёнкообразователей производят лаки и эмали типа ХВ и ХС. В табл. 1 представлен уровень цен на перхлорвиниловую смолу и сополимеры ВХ в сравнении с серийно выпускаемым суспензионным ПВХ.
Таблица 1.
Уровень цен на плёнкообразователи на основе ВХ.
№ |
Наименование плёнкообразователя |
Уровень цен, включая НДС, руб/кг. |
1 |
Перхлорвиниловая смола |
330 - 390 |
2 |
Сополимеры винилхлорида |
150 - 250 |
3 |
Суспензионный ПВХ (серийный) |
65 - 75 |
Как следует из табл. 1, уровень цен на перхлорвиниловую смолу и сополимеры ВХ многократно превосходит цену на серийно выпускаемый суспензионный ПВХ.
Потребность в перхлорвиниловой смоле и сополимерах ВХ в России составляет несколько тысяч тонн в год (в мире — сотни тысяч тонн в год). При этом перхлорвиниловая смола и сополимеры ВХ в настоящее время в России не выпускаются — возникает задача импортозамещения.
В связи с вышеизложенным разработка и освоение в промышленности выпуска суспензионного ПВХ в качестве плёнкообразователя, позволяющего полностью или частично заменить перхлорвиниловую смолу и сополимеры ВХ, является актуальной научной и практической задачей.
Молекулярная масса (среднечисловая) ПВХ, выпускаемого в настоящее время в промышленности, лежит в диапазоне Мn = 30 000 — 80 000, что соответствует константе Фикентчера Кф = 57 — 77 (ГОСТ 14332-78). Чем больше значение Кф, тем выше молекулярная масса.
Особенностью поведения в растворах выпускаемого в настоящее время ПВХ (при концентрациях, имеющих промышленное значение), является образование ассоциатов из макромолекул, нарастание вязкости растворов во времени (в течение нескольких часов и суток) и последующее гелеобразование. Это является основной причиной отсутствия ЛКМ на основе серийно выпускаемого ПВХ, так как одним из основных требований к ЛКМ является длительное время сохранения вязкости растворов — в течение 6-ти месяцев и более.
Нами установлено, что при снижении молекулярной массы ПВХ происходит резкое изменение реологических свойств раствора: вязкость раствора не изменяется в течение длительного периода хранения (более 3-х лет) (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость сохранения вязкости от молекулярной массы ПВХ в 10% растворе.
При значении Кф более 45 — 47 устойчивого раствора не образуется.
Нами [1] высказано предположение, что способность низкомолекулярного поливинилхлорида образовывать устойчивый раствор может быть обусловлена не столько химической природой его макромолекул, сколько физическими особенностями их структуры, связанными с уменьшением размеров макромолекул до наноразмерных величин, что позволяет создать достаточно насыщенный и стабильный раствор ПВХ, устойчивый к воздействию знакопеременных температур, способный сохранять свои реологические свойства в течение длительного периода хранения.
В работе [2] предложена методика расчета размерной границы L0 между наносостоянием и объемной фазой полимерных частиц, которая в общем случае является анизотропной величиной, зависящей от структуры и химического строения вещества, то есть от его структуры и характера межатомного взаимодействия, влияющего на скорость звука.
По данным работы [2] для полимеров различного состава величина L0 (критический размер наночастицы, нм) в большинстве случаев находится в интервале 8 нм < L0 < 20 нм (L min < L0 < L max). Если размер частицы меньше Lmin=8 нм, любая полимерная частица с очень высокой вероятностью будет вести себя как наночастица, свойства которой будут отличаться от соответствующих свойств объемного аналога. Частица с размером более L max=20 нм будет обладать свойствами, характерными для вещества с большим объемом, то есть размерный эффект перестает играть свою роль. Область от 8 до 20 нм является переходной.
В растворах размеры макромолекулы характеризуются среднеквадратичным расстоянием между концами цепи (rм2)1/2, а также эффективным объемом клубка ~ (rм2)3/2. Эффективный объем, занимаемый макромолекулами в растворе, ~ (rм2)3/2× nм, где nм – число макромолекул в растворе: (См – массовая концентрация полимера в растворе). Нами проведена оценка размеров макромолекул в растворе двумя различными способами.
Первый способ. Показано, что для образцов ПВХ с КФ<45 зависимость вязкости растворов полимера от его концентрации практически описывается известным уравнением Эйнштейна для расчета относительной вязкости суспензии (h0) с объемной долей (j) для частиц сферической формы (рис.2). В предположении, что каждая макромолекула представляет собой жесткую глобулярную частицу с коэффициентом набухания a®0, нами проведена оценка ее размера (d), используя зависимость , где NА= 6×1023 моль-1, r=1,4 г/см3 - плотность ПВХ. Рассчитанное для ПВХ с величиной КФ=40 значение среднего диаметра клубка составляет d=4 нм.
Второй способ. Экспериментальная оценка размеров макромолекул ПВХ в циклогексаноне проведена с использованием анализатора размеров наночастиц Zetasizer Nano ZS в комплекте с автотитратором MPT-2 (Malvern Instruments, UK) со следующими характеристиками: диапазон определяемой молекулярной массы от 1x103 до 2x107 Дальтон, который используется при анализе белков и полимеров, при исследовании фармацевтических препаратов и наночастиц, определении стабильности эмульсий, определении характеристик пигментов, в скрининге кристаллов протеинов. Диапазон размеров 0,.6 нм – 6,0 мкм. Лазер: 4 мВт, 633 нм, Class 1, в соответствии с EN 60825-1:2001 и CDRH. Измерение характеристик каждого образца проводилось 6 раз при температуре 20 0С в растворе циклогексанона и смеси растворителей ацетон-толуол (рис.3). Опыты проведены в Казанском Государственном Университете.
Относительная вязкость раствора
Концентрация ПВХ в растворе, объемная доля
Рис. 2. Зависимость влияния концентрации ПВХ различной молекулярной массы (Кф) на относительную вязкость растворов.
------- - расчетная зависимость по уравнению Эйнштейна
Содержание частиц, %
Диаметр частиц, нм
Рис. 3. Распределение по размерам клубков макромолекул ПВХ с Кф=40 в циклогексаноне.
В табл. 2 представлены значения среднего диаметра клубков макромолекул ПВХ различной молекулярной массы в растворах циклогексанона и смеси ацетон-толуол, полученные в результате экспериментов.
Таблица 2. Значения среднего диаметра частиц ПВХ различной молекулярной массы в органических растворителях.
Величина Кф |
Растворитель |
Средний диаметр клубков макромолекул ПВХ, нм |
40 |
Циклогексанон |
4,07 |
40 |
Ацетон-толуол |
5,63 |
60 |
Циклогексанон |
7,68 |
70 |
Циклогексанон |
11,6 |
80 |
Циклогексанон |
12,47 |
Как видно из табл. 2, средний диаметр клубков макромолекул ПВХ в растворе циклогексанона составляет 4,07 нм, в смеси растворителей ацетон-толуол – 5,63 нм, что достаточно хорошо согласуется с расчетными данными [2].
Уровень полученных расчетных и экспериментальных значений размеров макромолекул ПВХ с КФ=40 соответствует диапазону, приведенному в работе [2] для частиц, обладающих наносвойствами, в то время как для традиционного ПВХ с Кф=60÷80 экспериментальные значения размеров макромолекул с учетом гауссова распределения лежат преимущественно в переходном интервале, где размерный эффект, вероятно, уже перестает играть свою роль в случае растворов ПВХ.
Таким образом, на основе проведенных исследований и данных работы [2] можно предположить, что образование устойчивого раствора ПВХ в органических растворителях с сохранением вязкости в течение длительного времени (более 3-х лет) при уменьшении молекулярной массы ПВХ до Кф < 45 связано с наноэффектом.
Свойства растворов ПВХ с константой Фикентчера Кф < 45 аналогичны характеристикам растворов сополимеров ВХ с винилацетатом (ВА) с содержанием ВА < 15%. Сополимер ВХ с ВА с Кф близкой к 45 образует устойчивые растворы в течение длительного времени. При этом как и для ПВХ с Кф < 45 зависимость относительной вязкости раствора от концентрации сополимера практически соответствует уравнению Эйнштейна.
Сополимеры с более высоким значением Кф, например Кф = 60, устойчивых растворов не образуют. При этом зависимость изменения вязкости растворов от концентрации сополимера значительно отличается от уравнения Эйнштейна, как и для гомополимера ВХ с таким же значением Кф.
Таким образом закономерности образования устойчивых растворов сополимеров ВХ с ВА в органических растворителях имеют те же причины, что и для гомополимеров, связанные с наноэффектом.
В настоящее время [3] наноматериалы и нанотехнологии проникли практически во все сферы деятельности человека, вплоть до использования в быту (косметика, средства гигиены, текстиль). Изменение фундаментальных свойств традиционных материалов в нанодисперсном состоянии открывает широкий диапазон применения нанопорошков в области создания новейших материалов и технологий, принципиально новых приборов и устройств. Особый интерес к нанопорошкам связан с их применением в качестве исходного сырья при производстве композиционных материалов, в том числе для лакокрасочной промышленности. В маркетинговом исследовании фирмы «Research and Marкets» отмечается, что введение наноматериалов в лакокрасочные материалы (ЛКМ) придает функциональность, необходимую для получения износостойкости, термостойкости, антимикробных и др. свойств. Уже сейчас это составляет значительную нишу на глобальном рынке ЛКМ (в 2008 г. - в 600 млн. долларов). Следующим этапом перспективной технологии будут самоочищающиеся, самозалечивающиеся и другие ЛКМ.
Считается, что нанотехнологии в европейской лакокрасочной промышленности находятся в развитии. Скептицизм, окруживший эти материалы, сменяется осторожным ожиданием, но до широкой материализации еще далеко. Широкому распространению наноматериалов и нанотехнологий препятствует ряд факторов. В первую очередь это высокие цены, связанные со сложностью получения наноматериалов. Химические методы получения нанопорошков, включают различные процессы: осаждение; термическое разложение; пиролиз; газофазные химические реакции (восстановление, гидролиз); электроосаждение. Физические методы синтеза нанопорошков основаны на испарении металлов, сплавов или оксидов с последующей их конденсацией при контролируемых температуре и атмосфере. Механические методы предполагают измельчение материалов в мельницах (шаровых, планетарных, центробежных, вибрационных), гироскопических устройствах, аттриторах и симолойерах. Все указанные методы получения наноматериалов отличаются высокой энергоемкостью, сложным аппаратно-технологическим оформлением и достаточно невысоким выходом конечного продукта требуемого качества.
Вторым важным фактором являются существенные материальные затраты на разработки новых наноматериалов, в том числе и из-за ряда неудавшихся проектов, поэтому большинство нанотехнологий направлены на использование известных, хорошо себя зарекомендовавших наноматериалов: оксидов металлов (титана, цинка, олова, индия), металлов (цинка, меди, серебра), соединений кремния (оксида кремния и осажденных кремниевых кислот (silica), углерода в виде углеродных нанотрубок и графена .
Тем не менее общественное мнение единодушно в том, что объем потребления наноматериалов в лакокрасочной промышленности будет расти. Предполагается средний рост потребления 2-3% в год. При оценке потенциальных возможностей и преимуществ специалисты лакокрасочной промышленности отмечают, что рецептуры и технологии применения еще не отработаны и общий уровень применения наноматериалов и нанотехнологий оценивается как низкий. Дальнейшее развитие предполагает отработку существующих технологий получения наноматериалов и поиск новых технологий их получения.
В обзоре, подготовленном Information Research (IRL), отмечается, что при использовании наноматериалов производители в первую очередь оценивают соотношение цена/качество, а наноматериалы, повышающие износостойкость, рассматриваются как быстро-развивающиеся и им предсказывается большое будущее, что делает перспективным представленный выше способ получения ПВХ для ЛКМ.
Характерная особенность веществ в наносостоянии – это способность “проходить” через защитные системы организма. Например, частицы мельче нескольких сотен нанометров легко проникают во внутрилегочное пространство, а нанометровые частицы свободно поступают из легких в кровоток. Попадая в организм наночастицы накапливаются в различных органах, поскольку в организме нет механизмов их выведения. Вследствие своих малых размеров они легко проникают в клетки и начинают влиять на их элементы, что приводит к возникновению серьезных патологий в организме человека. Предложенная нами технология получения и способ применения наночастиц ПВХ свободны от этого недостатка, так как наночастицы находятся в среде жидкого растворителя.
На основании проведенных исследований сформулированы технические требования для ПВХ новой марки С-40 для производства лакокрасочных материалов. При этом основные характеристики данного ПВХ (условная вязкость раствора, растворимость) не отличается от показателей качества перхлорвиниловой смолы .
Основными преимуществами ПВХ марки С-40 по сравнению с перхлорвиниловой смолой являются более низкая себестоимость получения и отсутствие в готовом продукте токсичных веществ. С использованием ПВХ С-40 в качестве пленкообразователя на различных предприятиях России получены лаки и эмали типа ХВ-784, ХВ-16, ХВ-785. В результате испытаний лаковых покрытий на основе ПВХ марки С-40 (табл. 3) , в том числе климатических (табл. 4), установлено, что они не отличаются от перхлорвиниловых. В табл. 4 представлена сравнительная оценка стойкости к коррозии и комплексному воздействию климатических факторов (ГОСТ 9.401-91) покрытий на основе серийного лака ХВ-16 (перхлорвиниловая смола) белого цвета и эмали типа ХВ-16 на основе ПВХ марки С-40.
Таблица 3. Физико-химические характеристики защитного покрытия эмали типа ХВ-16 (белой) на основе ПВХ С-40.
№ |
Наименование показателей |
Норма для эмали ХВ-16 на основе перхлорвиниловой смолы |
Фактический результат для эмали типа ХВ-16 на основе ПВХ С-40
|
1 |
Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20±2) 0С, сек |
24–48 |
38 |
2 |
Массовая доля нелетучих веществ, % |
25–29 |
29 |
3 |
Укрывистость высушенной пленки, г/м2, не более |
150 |
86 |
4 |
Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) 0С, ч, не более |
1,5 |
1,5 |
5 |
Эластичность пленки при изгибе, мм, не более |
1 |
1 |
6 |
Кислотное число водной вытяжки, мг КОН/г, не более |
0,2 |
0,015 |
7 |
Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1А, У-1, см, не менее |
50 |
50 |
8 |
Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, усл. ед., не менее |
0,3 |
0,35 |
9 |
Адгезия пленки, баллы, не более |
2 |
1 |
10 |
Стойкость пленки к статическому воздействию жидкостей при температуре (20±2) 0С, час, не менее: воды минерального масла |
24 24 |
24 24 |
Таблица 4. Сравнительная характеристика покрытий на основе серийной эмали ХВ-16 и эмали типа ХВ-16 на основе ПВХ С-40.
Ц2 – незначительное изменение цвета; Мл2 – незначительное меление покрытия; Мл3 – значительное меление покрытия.
Тип эмали
|
Краевая коррозия, мм |
Изменение декоративных и защитных свойств покрытия |
||||
50 час |
100 часов |
5 циклов |
7 циклов |
10 циклов |
15 циклов |
|
ХВ-16 (белая) (перхловиниловая смола) |
16,7 |
17,2 |
Без изменений |
Ц2 Мл2 |
Ц2 Мл3 |
|
ХВ-16 (белая) на основе ПВХ С-40 |
10,0 |
18,2 |
Без изменений |
Ц2 Мл2 |
Ц2 Мл3 |
Покрытия эмалей по стали испытывали на коррозионную стойкость по воздействию соляного тумана и степени распространения продуктов коррозии от линии надреза.
На основании проведённых исследований разработан способ получения устойчивого в течение длительного времени (более трёх лет) раствора ПВХ в органических растворителях, представляющего собой наносистему с размерами клубков макромолекул в растворе менее 10-ти нм. Способ основан на применении специально разработанного суспензионного ПВХ новой марки (С-40), значительно отличающегося от выпускаемого в настоящее время ПВХ по молекулярной массе.
Показана возможность применения указанного ПВХ для замены перхлорвиниловой смолы и сополимеров ВХ в производстве известных лаков и эмалей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 11922-р от 07 июля 2011 года установлены категории товаров наноиндустрии в части товаров и услуг.
К категории «А» относится продукция наноиндустрии, если она содержит составляющие компоненты, которые определяют её функциональные свойства и (или) потребительские характеристики и размер которых хотя бы в одном измерении находится в пределах от 1 до 100 нанометров.
К категории «Б» относится продукция наноиндустрии в случае, если нанокомпоненты придают продукции новые, принципиально новые для неё функциональные (механические, физические, физико-химические и др.) свойства или обеспечивают существенное улучшение её технико-экономических и (или) потребительских характеристик.
Суспензионный ПВХ марки С-40, представляющий собой порошок белого цвета с размерами частиц порядка 100 мкм. не является нанопродукцией. Нанопродукцией категории «А» является раствор указанного ПВХ в органическом растворителе, с использованием которого получают широко известные лаки и эмали типа ХВ и ХС (нанопродукция категории «Б») объёмом выпуска в России несколько десятков тысяч тонн в год. Данную продукцию выпускают несколько сотен предприятий в России.
ЛИТЕРАТУРА
- Гуткович С.А., Гришин А.Н., Михаленко М.Г. Возможность наноэффекта в растворе поливинилхлорида (ПВХ). Нанотехника, № 1(29), 2012, С.83-85.
- Лиопо В.А., Струк В.А., Ковалевич А.В., Авдейчик С.В. Расчет параметров наночастиц полимерных материалов. Пластические массы, 2008, № 11, С.30-33.
- Гуткович С.А., Михаленко М.Г., Гришин А.Н. Способ получения наночастиц ПВХ в органических растворителях Энциклопедия инженера - химика, № 5, 2012, С. 12-15.